Главная » Год экологии » «Липецкая газета» об экологическом образовании

«Липецкая газета» об экологическом образовании

В редакции «Липецкой газеты» состоялся круглый стол, в котором приняла участие методист МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка Лиховозова Галина Александровна.

В согласии с природой 22.02.2017 «Липецкая газета».  // Общество

В области на многих улицах вырастут молодые деревья…

Еще в середине прошлого столетия американский философ Норберт Винер возмущался экологическим невежеством большинства жителей планеты. «Мы столь радикально изменяли природную среду, что теперь для того, чтобы благополучно существовать в ней, мы должны изменить себя», — писал он.

Минули десятилетия, но экологическая угроза окружающей среде меньше не стала, наоборот, технологический прогресс значительно опережает темпы осознания человеком пагубности потребительского отношения к природным богатствам. И лишь добровольные защитники природы, профессиональные экологи настойчиво предупреждают о том, что дальнейшее развитие нынешней ситуации неминуемо приведет человечество к гибели, и призывают к созданию системы непрерывного экологического образования и экокультуризации общества.

Как этого добиться, обсуждали участники «круглого стола», состоявшегося в редакции «Липецкой газеты». В разговоре участвовали генеральный директор ООО «РЕГИОНЭКОПРОЕКТ» Сергей Боков, руководитель НОУ ДПО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ» Любовь Моргунова, директор областного Центра дополнительного образования «Экомир» Наталья Лаврентьева и методист-педагог ЭЦ «ЭкоСфера» Галина Лиховозова.

Корреспондент «ЛГ»: — Год экологии-2017 принял своего рода эстафету у Года охраны окружающей среды-2013. Многие проекты 2012—2013 годов продолжают развиваться. Важно то, что за это время власть, бизнес, общество осознали необходимость цивилизованного экологического «зеленого» развития. Насколько усвоен сегодня принцип: жить в согласии с природой?

Л. Моргунова: — Радует уже то, что быть экологически грамотным, находиться в рядах защитников природы сегодня стало модно, престижно. Во многом этому способствует четкая позиция Президента России Владимира Путина, который на недавнем заседании Госсовета отметил: «Провозглашение Года экологии не должно означать, что только в этот период мы должны беречь природу, а потом — хоть трава не расти. Мало толку от того, что сегодня для галочки в отчете мы убираем мусор в лесах и парках, а завтра снова проводим досуг среди куч всевозможного хлама».

Чтобы такого не происходило, необходимо как минимум следующее: во-первых, граждане должны осознать, что экология — это здоровье и комфорт, во-вторых, охрана окружающей среды должна быть такой же естественной потребностью, как утром умыться и почистить зубы, а при реализации всевозможных проектов приоритет должен отдаваться экологическому аспекту. Однако пока этого нет.

С. Боков: — Как представитель экобизнеса я стремлюсь к тому, чтобы предприятия региона шире использовали в производстве экологичные технологии, а их руководители и экологические службы всерьез заботились об эффективности природоохранной работы и несли ответственность за ее результаты. Для этого нужны знания, понимание масштаба угроз, связанных с экологическим неблагополучием. Законодательство страны предусматривает всеобщий переход на экотехнологии в России с 2019 года. Однако для этого предстоит еще немало сделать, и начинать нужно незамедлительно, особенно предприятиям-загрязнителям.

Как обыватель я хочу жить в здоровой и комфортной среде, а как общественник вместе с коллегами поддерживаю экологические инициативы, участвую во многих экопроектах, работаю над объединением всех экологически здоровых сил общества.

Г. Лиховозова: — Причинами экологического неблагополучия являются низкая экокультура, безграмотность, серьезные пробелы в экопросвещении. Выход здесь в устранении прежде всего этих недостатков. Все мы живем в едином экологическом пространстве, и вместе должны заботиться о его благополучии.

Н. Лаврентьева: — Примером эффективного социально-эколого-педагогического партнерства в сфере экопросвещения и образования я считаю развивающееся сотрудничество экологических центров «ЭкоСфера» и «Экомир», центра творчества «Советский», НОУ ДПО «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ» и ООО «РЕГИОНЭКОПРОЕКТ». Детям нужна поддержка экологов-профессионалов. С их помощью мальчишки и девчонки начинают понимать, какие экозадачи им предстоит решать на производстве, что крайне важно для их правильного развития. Формы работы с детьми должны быть самые разные: экологические акции, санитарные субботники, экопропаганда в игровом варианте, фестивали, конкурсы.

Корреспондент «ЛГ»: Какие требования должен выполнять педагог, специалист-эколог, чтобы процесс обучения был результативным?

Л. Моргунова: — Наше образовательное учреждение готовит специалистов для работы в сфере экологической безопасности предприятий и вместе с тем является партнером экопросвещения детей на принципах непрерывности образовательного процесса. Для этого «РЕГИОН­ЭКОПРОЕКТ» и «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ» используют различные формы, площадки и системы, разработанные профессиональными экологами. У нас постоянно действует консультативно-информационный центр. От преподавателей требуются глубокие знания предмета, экологическая ориентированность, умения анализировать и прогнозировать ситуацию.

С. Боков: — Кроме того, наши специалисты осуществляют экологическое сопровождение инвестиционных проектов в особых экономических зонах региона. Грамотные инвесторы, прослушав курс лекций, легко ориентируются в требованиях природоохранного законодательства.

Корреспондент «ЛГ»: — В каких экологических мероприятиях участвуют дети?

Г. Лиховозова: — Ключевым моментом в становлении личности юного эколога является участие в реальных делах. Конечно, дети не в силах изменить экологическую ситуацию, но, проводя те же субботники, проявляя неравнодушие к проблемам природной среды, ребята побуждают взрослых заниматься этими вопросами. Мы должны понимать, что наше будущее в руках наших детей, которые завтра станут полноправными пользователями природных богатств.

Н. Лаврентьева: — В экопросвещении и образовании важно идти методом натурного воспитания будущих защитников природы: совершать целевые экскурсии на природные объекты и особо охраняемые территории, походы по экомаршрутам и экотропам, проводить различные исследования, стимулировать, так сказать, выработку природолюбия. Такая миссия по силам только высокообразованному, грамотному преподавателю, лично прошедшему весь путь познаний.

Корреспондент «ЛГ»: — Каковы, по-вашему, перспективы построения современной модели устойчивого развития в нашей области?

С. Боков: — В области утвердилась традиция непрерывного экообразования и воспитания. Правилам экологически ответственного поведения в окружающей среде человека обучают с детского сада и школы до вуза и спецкурсов для специалистов предприятий. Поэтому у Липецкой области есть все предпосылки для обеспечения условий для жизни и производственной деятельности в согласии с природой.

Л. Моргунова: — Чтобы воспитать человека с экологически ориентированным мировоззрением, требуется не менее 20 лет. Благодаря экологическим образовательным учреждениям, развитию партнерства в сфере эковоспитания и пропаганды экокультуры, курсу на всеобщую экологическую грамотность, правильной экополитике руководства области в регионе уже растет поколение с неравнодушным отношением к проблемам окружающей среды.

Подготовил Николай Рощупкин

«В согласии с природой», «Липецкая газета» №35-36/25413-25414/22 февраля 2017 года http://www.lpgzt.ru/aticle/60439.htm
Яндекс.Метрика