Главная » Педагогам » Новости » Анонсы » Вебинар «Опыт взаимодействия МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка с социально-  педагогическими партнерами при реализации проекта «Жизнь в стиле «Ноль отходов»

Вебинар «Опыт взаимодействия МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка с социально-  педагогическими партнерами при реализации проекта «Жизнь в стиле «Ноль отходов»

Пресс-релиз

20.01.2023 г., в 15.00, в рамках Всероссийского проекта «Взаимообучение городов», МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка проводит вебинар по теме:

«Опыт взаимодействия МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка с социально-педагогическими партнерами при реализации проекта «Жизнь в стиле «ноль отходов».

В ходе вебинара вы познакомитесь с концепцией «Ноль отходов», узнаете, как можно использовать концепцию в формировании экологической культуры обучающихся, какое влияние оказывает концепция на экологическое сознание школьников, как опыт работы ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка в рамках концепции «Ноль отходов» преломляется через социально-педагогических партнеров.

Ноль — отходов-это ноль потерь. Это движение единомышленников, которые пропагандируют методы нулевых отходов на бытовом и государственном уровне.

Программа

  1. Влияние концепции «Ноль отходов» на экологическое сознание обучающихся — Козлова Н.В., модератор, директор МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка.
  2. Использование концепции «Ноль отходов» в формировании экологической культуры обучающихся — Стрельникова Т.Д., доктор географических наук.
  3. Социально-педагогические партнёры – активные участники проекта «Жизнь в стиле «ноль отходов» — Лиховозова Г.А., методист, руководитель проекта «Жизнь в стиле «ноль отходов».
  4. Помощь социальных коллег в формировании жизненных принципов экологического образа жизни — Плотникова А. В., председатель ЛРО малого и среднего предпринимательства «Опора России».
  5. Мастер — класс «Изделие из вторсырья» — Московко Н.Г., педагог дополнительного образования.
  6. Концепция «ноль отходов» в практике образовательных учреждений.
    • Использование концепции «ноль отходов» в начальной школе — Боева И.А., методист, учитель начальных классов МБОУ лицей №3 им. К.А. Москаленко.
    • Как реализуется концепция «ноль отходов» у старшеклассников — Чернышева В.А., заместитель директора МБОУ гимназия №12 г. Липецка.
  7. Опрос «О внедрении в практику образовательных учреждений концепции «ноль отходов» — Федоров А.М., методист.
  8. Подведение итогов.

«Ноль отходов»-концепция минимизации отходов и ведения, более осознанного и экологичного образа жизни.

Педагогическое сообщество вдохновляет всех на бережное отношение к ресурсам планеты!

Выступления на вебинаре 20.01.2023

Козлова Н.В., модератор, директор МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка.

Влияние концепции «Ноль отходов» на экологическое  сознание обучающихся

В настоящее время дополнительное образование нацелено на созидание желаемого будущего, в котором неопределенно долго будет развиваться человечество в коэволюции с сохраняющейся биосферой. Мы взяли за основу – обучение детей рациональному потреблению. На данном этапе жизни современного общества более половины потребителей готовы поменять свои привычки, чтобы помочь в мире снизить негативное воздействие на окружающую среду. Свыше 70% потребителей согласны платить больше за товары, если они были произведены с учетом принципов устойчивого развития.

Концепцию «Ноль отходов» экологи сейчас называют самой популярной среди россиян. Раньше этот принцип пытались применить только к производству, и мало кто верил, что обычные современные люди могут обойтись в быту вообще или почти без мусора. На занятиях с нашими воспитанниками мы занимаемся формированием практической направленности данной концепции.

И начинаем мы с каждой новой группой воспитанников на занятиях с разбора десяти правил осознанного потребления, которое помогает уменьшить загрязнение окружающей среды, сэкономить деньги в семье и помочь тем, кто нуждается. Конечно же, не все правила обучающиеся могу понимать и выполнять. Мы обращаем внимание лишь на некоторые. О них сегодня и поговорим.

  1. Одним из первых правил является поход в магазин. Когда сами школьники или с родителями идут в магазин, надо обдумать свои покупки. Прежде чем что-то купить, спросить себя, действительно ли нужна эта вещь. Школьникам приводим примеры, что утилизация одного элемента питания, от одной покупки с батарейками, сохраняет целую тонну воды, а переработке отходов из домашнего мусорного ведра может подвергаться 80-90% (например, отправляя пластик на переработку).
  2. В другом правиле говорим, что исследовательница из Корнеллского университета (США) Елена Белавина пришла к выводу, что в магазинах шаговой доступности люди обычно не покупают ничего лишнего. Благодаря этому они экономят деньги и производят меньше отходов, поэтому лучше ходить в маленькие магазины, расположенные в шаговой доступности, как продовольственные, так и с промышленными товарами.
  3. Обращаем внимание детей различного возраста, что ответственные компании на протяжении уже длительного времени стремятся снизить свое воздействие на окружающую среду, используя возобновляемые источники энергии и переработанные материалы, не допускают жестокого обращения с животными и соблюдают права работников на всех этапах производства. Найти товары данных предприятий помогает специальная маркировка на них. Так маркировка Cruelty Free исключает испытания продукции на животных и присутствие в составе продуктов животного происхождения.
  4. Формируем у наших детей ответственное отношение у упаковке покупаемых товаров. Например, перед покупкой товара надо проверить маркировку, что упаковка может быть переработана — это позволит вернуть затраченные на ее изготовление ресурсы в производственный цикл. Не стоит, например, брать продукцию в пластике со значками PVC(3), O(7) и ABS: он не перерабатывается. А лучше совсем отказаться от упаковки и покупать продукты на развес в свою тару или сыпучие продукты во многразовые экомешочки. И не забывать брать в магазин свою многоразовую сумку.
  5. Говорим и проводим практические занятия по овладению компьютерной грамотностью о правильном хранении и бережном использовании вещей, например различных гаджетов, что позволят продлить срок их службы. Для этого необходимо внимательно изучать инструкции к бытовой технике и электронике, советы по уходу за одеждой и мебелью, правила хранения продуктов. Так же помогать родителям размещать в темном сухом месте привезенные с дачи фрукты, овощи и корнеплоды, чтобы они  дольше не  портились.
  6. На практических занятиях по продолжению жизни старых вещей учим детей проявлять творческий подход и придумать, как можно использовать эти вещи в дальнейшей жизни. Так кастрюлю легко превратить в цветочный контейнер или умывальник для дачи, а надоевшие джинсы — в шорты или красивую, брендовую, модную сумку. Проводим мастер-классы, где показываем, какие поделки можно сделать из вторсырья. 
  7. Ну и, конечно же, проводим «Посиделкин час», где предлагаем обучающимся рассказать, поделиться опытом осознанного потребления, как это донести до родственников, друзей и знакомых. Как лучше рассказать о своем опыте в социальных сетях или в личном блоге. Как получается сократить коммунальные отходы – кто-то начал воздерживаться от пластиковых упаковок, кто-то перестал использовать при покупках одноразовые пакеты и т.д. Доводим до сознания обучающихся, чтобы они постарались объяснить своим близким и знакомым, что бережливое отношение к ресурсам — это интересно. Возможно, кто-то и вдохновится.

В наших планах еще много разных идей по формированию в детских умах практического применения принципов концепции «Ноль отходов» в жизни. И сегодня мною было рассказано только об одном направлении данной работы. Некоторые вопросы вам раскроют еще мои коллеги.


Лиховозова Г.А., методист, руководитель проекта «Жизнь в стиле «ноль отходов».

Лиховозова Г.А.

Социально-педагогические партнеры – активные участники проекта  «Жизнь в стиле «ноль отходов» 

С каждым годом человечество загрязняет окружающую среду все больше и больше. Мусор, созданный нами, портит и даже отравляет нашу жизнь.

По данным Гринпис, российская семья в год выбрасывает полтонны ТКО (твердые коммунальные отходы). За 10 лет – 5 тонн отходов, а за 50 лет – 25 тонн. И если так будет продолжаться, свалки будут расти и расти, подбираясь к населенным пунктам. Таким образом, проблема отходов напрямую касается всех нас: кто знает, вдруг именно наш город станет следующим прицелом для большой свалки. 

Наш ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка совместно с социальными партнерами разработал проект «Жизнь в силе «ноль отходов». Что же такое ноль отходов? Zero Waste – всемирная концепция, говорящая о том, что ноль отходов это ноль потерь. Мы можем максимизировать объемы переработки и снизить количество отходов. Все, что производится, должно проходить вторичную переработку. Мусор превращается в ценное вторсырье и выигрывают все. 

Гипотеза. Если жители г. Липецка, особенно молодое поколение под влиянием модных тенденций могут воспринять экологическое мировоззрение Zero Waste –– ноль отходов и следовать ему в обычной жизни, то количество мусора уменьшится. 

Цель:

  • популяризация среди липчан, социально-педагогических партнеров, учащихся МБОУ СОШ №5 экологического мировоззрения Zero Waste;
  • готовность воспринимать современные экологически е тенденции с целью снижения потребления и уменьшения производства мусора.

Мы выделили ряд задач, которые помогут реализовать проект:

  1. Исследование ситуации с утилизацией мусора в г. Липецке. 
  2. Изучение экологического мировоззрения Zero Waste. 
  3. Распространение экологического мировоззрения среди учащихся, педагогов, социально-педагогических партнеров, членов моей семьи. 
  4. Выступление перед учащимися 8, 9, 11 классов ОУ г. Липецка с целью популяризации экологического мировоззрения.
  5. Использование возможностей социальные сетей и видеохостингов. 
  6. Предмет исследования – готовность молодого поколения следовать модным экологическим тенденциям на примере мировоззрения Zero Waste. 

Методы исследования.

  1.  Анкетирование целевой аудитории.
  2. Проведение учебных занятий в целью популяризации экологического мировоззрения.
  3. Разработка контента для социальных сетей.
  4. Изучение необходимой экологической литературы.
  5. Практическая значимость. Итогом проекта станет популяризация экологического мировоззрения Zero Waste среди лидеров, учащихся ОУ.

Ожидаемый результат – снижение ненужного потребления и уменьшение производства мусора жителями г. Липецка. Перенять экологический опыт других городов в рамках экологического мировоззрения.

В основе движения «ноль отходов» заложена идея экономии ресурсов.

Анкетирование среди ОУ:

  • 79% учащихся задумываются об экологическом состоянии планеты.

Оценка экологической ситуации и г. Липецке

  • 3% — хорошо,
  • 56% — средне,
  • 40% — плохо.
  • 50% считают, что могут повлиять на экологическую обстановку;
  • 24% принимают участие в деятельности по защите природы;
  • 50% на жизнь опрошенных могут повлиять модные тенденции;
  • 17% — часто совершали необдуманные покупки,
  • 64% — иногда,
  • 20% дали точное определение осознанному потреблению,
  • 9% -неверный ответ,
  • 19% — приближенный к верному,
  • 53% — не знают. 

Из результатов анкетирования можно сделать вывод, хотя и молодые люди задумывались об экологическом состоянии планеты, считают, что оно не зависит от них.

На жизнь 70% влияет мода. Это объясняется возрастом опрашиваемых от 13 до 17 лет. Молодым людям хочется выделяться, быть актуальными, чтобы получить одобрение сверстников (статус потребление).

Затем было проведено занятие, в ходе которого рассказано о проблеме экологии в городе и было предложено решение этой проблемы.

  • 63% (увеличено на 23%) считают, что смогут повлиять на экологическую обстановку города и готовы сделать первые шаги к уменьшению экологического следа.
  • 38% удивились экологической обстановке города.
  • 75% волнуются за будущее потомков.
  • 60% готовы популяризации Zero Waste.

После моего выступления многие задумались об ответственности за будущее, о том, что пора что-то исправлять. Были и те, кто ни о чем не задумался.

Моя цель выступления заключается в том, чтобы учащиеся задумались об экологической обстановке города, предложить решение, тесно связанное с модой. Сокращение количества отходов и защита окружающей среды – это модно!  

Таким образом, учащиеся, поддаваясь веяниям моды, втянутся в этот образ жизни. А мы в свою очередь вдохновляем всех на бережное отношение к ресурсам планеты и осознанное потребление для улучшения качества жизни.


Московко Н.Г., педагог дополнительного образования
руководитель творческого объединения
Чудеса своими руками «Студия Декор»
, , , ,

Ответственный за наполнении раздела сайта «Методические рекомендации» на Яндекс Диске

Версия для слабовидящих

Взаимообучение городов
Бережливое управление
Инновационная деятельность
Национальный портал дополнительного образования детей

Конкурсы

Конкурсы
Архив. Облако
Яндекс.Метрика