Пресс-релиз
20.01.2023 г., в 15.00, в рамках Всероссийского проекта «Взаимообучение городов», МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка проводит вебинар по теме:
«Опыт взаимодействия МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка с социально-педагогическими партнерами при реализации проекта «Жизнь в стиле «ноль отходов».
В ходе вебинара вы познакомитесь с концепцией «Ноль отходов», узнаете, как можно использовать концепцию в формировании экологической культуры обучающихся, какое влияние оказывает концепция на экологическое сознание школьников, как опыт работы ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка в рамках концепции «Ноль отходов» преломляется через социально-педагогических партнеров.
Ноль — отходов-это ноль потерь. Это движение единомышленников, которые пропагандируют методы нулевых отходов на бытовом и государственном уровне.
Программа
- Влияние концепции «Ноль отходов» на экологическое сознание обучающихся — Козлова Н.В., модератор, директор МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка.
- Использование концепции «Ноль отходов» в формировании экологической культуры обучающихся — Стрельникова Т.Д., доктор географических наук.
- Социально-педагогические партнёры – активные участники проекта «Жизнь в стиле «ноль отходов» — Лиховозова Г.А., методист, руководитель проекта «Жизнь в стиле «ноль отходов».
- Помощь социальных коллег в формировании жизненных принципов экологического образа жизни — Плотникова А. В., председатель ЛРО малого и среднего предпринимательства «Опора России».
- Мастер — класс «Изделие из вторсырья» — Московко Н.Г., педагог дополнительного образования.
- Концепция «ноль отходов» в практике образовательных учреждений.
- Использование концепции «ноль отходов» в начальной школе — Боева И.А., методист, учитель начальных классов МБОУ лицей №3 им. К.А. Москаленко.
- Как реализуется концепция «ноль отходов» у старшеклассников — Чернышева В.А., заместитель директора МБОУ гимназия №12 г. Липецка.
- Опрос «О внедрении в практику образовательных учреждений концепции «ноль отходов» — Федоров А.М., методист.
- Подведение итогов.
«Ноль отходов»-концепция минимизации отходов и ведения, более осознанного и экологичного образа жизни.
Педагогическое сообщество вдохновляет всех на бережное отношение к ресурсам планеты!
Выступления на вебинаре 20.01.2023
Козлова Н.В., модератор, директор МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка.
Влияние концепции «Ноль отходов» на экологическое сознание обучающихся
В настоящее время дополнительное образование нацелено на созидание желаемого будущего, в котором неопределенно долго будет развиваться человечество в коэволюции с сохраняющейся биосферой. Мы взяли за основу – обучение детей рациональному потреблению. На данном этапе жизни современного общества более половины потребителей готовы поменять свои привычки, чтобы помочь в мире снизить негативное воздействие на окружающую среду. Свыше 70% потребителей согласны платить больше за товары, если они были произведены с учетом принципов устойчивого развития.
Концепцию «Ноль отходов» экологи сейчас называют самой популярной среди россиян. Раньше этот принцип пытались применить только к производству, и мало кто верил, что обычные современные люди могут обойтись в быту вообще или почти без мусора. На занятиях с нашими воспитанниками мы занимаемся формированием практической направленности данной концепции.
И начинаем мы с каждой новой группой воспитанников на занятиях с разбора десяти правил осознанного потребления, которое помогает уменьшить загрязнение окружающей среды, сэкономить деньги в семье и помочь тем, кто нуждается. Конечно же, не все правила обучающиеся могу понимать и выполнять. Мы обращаем внимание лишь на некоторые. О них сегодня и поговорим.
- Одним из первых правил является поход в магазин. Когда сами школьники или с родителями идут в магазин, надо обдумать свои покупки. Прежде чем что-то купить, спросить себя, действительно ли нужна эта вещь. Школьникам приводим примеры, что утилизация одного элемента питания, от одной покупки с батарейками, сохраняет целую тонну воды, а переработке отходов из домашнего мусорного ведра может подвергаться 80-90% (например, отправляя пластик на переработку).
- В другом правиле говорим, что исследовательница из Корнеллского университета (США) Елена Белавина пришла к выводу, что в магазинах шаговой доступности люди обычно не покупают ничего лишнего. Благодаря этому они экономят деньги и производят меньше отходов, поэтому лучше ходить в маленькие магазины, расположенные в шаговой доступности, как продовольственные, так и с промышленными товарами.
- Обращаем внимание детей различного возраста, что ответственные компании на протяжении уже длительного времени стремятся снизить свое воздействие на окружающую среду, используя возобновляемые источники энергии и переработанные материалы, не допускают жестокого обращения с животными и соблюдают права работников на всех этапах производства. Найти товары данных предприятий помогает специальная маркировка на них. Так маркировка Cruelty Free исключает испытания продукции на животных и присутствие в составе продуктов животного происхождения.
- Формируем у наших детей ответственное отношение у упаковке покупаемых товаров. Например, перед покупкой товара надо проверить маркировку, что упаковка может быть переработана — это позволит вернуть затраченные на ее изготовление ресурсы в производственный цикл. Не стоит, например, брать продукцию в пластике со значками PVC(3), O(7) и ABS: он не перерабатывается. А лучше совсем отказаться от упаковки и покупать продукты на развес в свою тару или сыпучие продукты во многразовые экомешочки. И не забывать брать в магазин свою многоразовую сумку.
- Говорим и проводим практические занятия по овладению компьютерной грамотностью о правильном хранении и бережном использовании вещей, например различных гаджетов, что позволят продлить срок их службы. Для этого необходимо внимательно изучать инструкции к бытовой технике и электронике, советы по уходу за одеждой и мебелью, правила хранения продуктов. Так же помогать родителям размещать в темном сухом месте привезенные с дачи фрукты, овощи и корнеплоды, чтобы они дольше не портились.
- На практических занятиях по продолжению жизни старых вещей учим детей проявлять творческий подход и придумать, как можно использовать эти вещи в дальнейшей жизни. Так кастрюлю легко превратить в цветочный контейнер или умывальник для дачи, а надоевшие джинсы — в шорты или красивую, брендовую, модную сумку. Проводим мастер-классы, где показываем, какие поделки можно сделать из вторсырья.
- Ну и, конечно же, проводим «Посиделкин час», где предлагаем обучающимся рассказать, поделиться опытом осознанного потребления, как это донести до родственников, друзей и знакомых. Как лучше рассказать о своем опыте в социальных сетях или в личном блоге. Как получается сократить коммунальные отходы – кто-то начал воздерживаться от пластиковых упаковок, кто-то перестал использовать при покупках одноразовые пакеты и т.д. Доводим до сознания обучающихся, чтобы они постарались объяснить своим близким и знакомым, что бережливое отношение к ресурсам — это интересно. Возможно, кто-то и вдохновится.
В наших планах еще много разных идей по формированию в детских умах практического применения принципов концепции «Ноль отходов» в жизни. И сегодня мною было рассказано только об одном направлении данной работы. Некоторые вопросы вам раскроют еще мои коллеги.
Лиховозова Г.А., методист, руководитель проекта «Жизнь в стиле «ноль отходов».
Социально-педагогические партнеры – активные участники проекта «Жизнь в стиле «ноль отходов»
С каждым годом человечество загрязняет окружающую среду все больше и больше. Мусор, созданный нами, портит и даже отравляет нашу жизнь.
По данным Гринпис, российская семья в год выбрасывает полтонны ТКО (твердые коммунальные отходы). За 10 лет – 5 тонн отходов, а за 50 лет – 25 тонн. И если так будет продолжаться, свалки будут расти и расти, подбираясь к населенным пунктам. Таким образом, проблема отходов напрямую касается всех нас: кто знает, вдруг именно наш город станет следующим прицелом для большой свалки.
Наш ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка совместно с социальными партнерами разработал проект «Жизнь в силе «ноль отходов». Что же такое ноль отходов? Zero Waste – всемирная концепция, говорящая о том, что ноль отходов это ноль потерь. Мы можем максимизировать объемы переработки и снизить количество отходов. Все, что производится, должно проходить вторичную переработку. Мусор превращается в ценное вторсырье и выигрывают все.
Гипотеза. Если жители г. Липецка, особенно молодое поколение под влиянием модных тенденций могут воспринять экологическое мировоззрение Zero Waste –– ноль отходов и следовать ему в обычной жизни, то количество мусора уменьшится.
Цель:
- популяризация среди липчан, социально-педагогических партнеров, учащихся МБОУ СОШ №5 экологического мировоззрения Zero Waste;
- готовность воспринимать современные экологически е тенденции с целью снижения потребления и уменьшения производства мусора.
Мы выделили ряд задач, которые помогут реализовать проект:
- Исследование ситуации с утилизацией мусора в г. Липецке.
- Изучение экологического мировоззрения Zero Waste.
- Распространение экологического мировоззрения среди учащихся, педагогов, социально-педагогических партнеров, членов моей семьи.
- Выступление перед учащимися 8, 9, 11 классов ОУ г. Липецка с целью популяризации экологического мировоззрения.
- Использование возможностей социальные сетей и видеохостингов.
- Предмет исследования – готовность молодого поколения следовать модным экологическим тенденциям на примере мировоззрения Zero Waste.
Методы исследования.
- Анкетирование целевой аудитории.
- Проведение учебных занятий в целью популяризации экологического мировоззрения.
- Разработка контента для социальных сетей.
- Изучение необходимой экологической литературы.
- Практическая значимость. Итогом проекта станет популяризация экологического мировоззрения Zero Waste среди лидеров, учащихся ОУ.
Ожидаемый результат – снижение ненужного потребления и уменьшение производства мусора жителями г. Липецка. Перенять экологический опыт других городов в рамках экологического мировоззрения.
В основе движения «ноль отходов» заложена идея экономии ресурсов.
Анкетирование среди ОУ:
- 79% учащихся задумываются об экологическом состоянии планеты.
Оценка экологической ситуации и г. Липецке
- 3% — хорошо,
- 56% — средне,
- 40% — плохо.
- 50% считают, что могут повлиять на экологическую обстановку;
- 24% принимают участие в деятельности по защите природы;
- 50% на жизнь опрошенных могут повлиять модные тенденции;
- 17% — часто совершали необдуманные покупки,
- 64% — иногда,
- 20% дали точное определение осознанному потреблению,
- 9% -неверный ответ,
- 19% — приближенный к верному,
- 53% — не знают.
Из результатов анкетирования можно сделать вывод, хотя и молодые люди задумывались об экологическом состоянии планеты, считают, что оно не зависит от них.
На жизнь 70% влияет мода. Это объясняется возрастом опрашиваемых от 13 до 17 лет. Молодым людям хочется выделяться, быть актуальными, чтобы получить одобрение сверстников (статус потребление).
Затем было проведено занятие, в ходе которого рассказано о проблеме экологии в городе и было предложено решение этой проблемы.
- 63% (увеличено на 23%) считают, что смогут повлиять на экологическую обстановку города и готовы сделать первые шаги к уменьшению экологического следа.
- 38% удивились экологической обстановке города.
- 75% волнуются за будущее потомков.
- 60% готовы популяризации Zero Waste.
После моего выступления многие задумались об ответственности за будущее, о том, что пора что-то исправлять. Были и те, кто ни о чем не задумался.
Моя цель выступления заключается в том, чтобы учащиеся задумались об экологической обстановке города, предложить решение, тесно связанное с модой. Сокращение количества отходов и защита окружающей среды – это модно!
Таким образом, учащиеся, поддаваясь веяниям моды, втянутся в этот образ жизни. А мы в свою очередь вдохновляем всех на бережное отношение к ресурсам планеты и осознанное потребление для улучшения качества жизни.
Ответственный за наполнении раздела сайта «Методические рекомендации» на Яндекс Диске